На старинных изображениях чукчи в боевых доспехах похожи на японских самураев. Сходство это вызвано схожей для Чукотки и Японских островов проблемой — отсутствием качественного железа. Но если японцы испытывали серьезный дефицит подходящей для выплавки стали руды, то чукчи никогда не стремились развивать промышленность — в основе их общества лежала охота и рыбалка.
Поэтому доспехи чукотского, как и японского воина, состояли из плотной кожи, дерева и кости. Существовало два основных типа доспехов: ленточный ламинарный из толстой моржовой кожи и пластинчато-ламеллярный из кости. Также чукчи не отказывались и от металлических лат и кольчуг, если такие удавалось добыть в качестве трофея.
Доспехи из кожи и кости отлично защищали своих владельцев от костяных наконечников стрел и копий, которыми пользовались ближайшие соседи чукчей — эскимосы и коряки. Стрелы со стальными наконечниками и мушкетные пули, используемые казаками, легко пробивали доспехи из природных материалов, поэтому к концу XVII столетия, когда походы государевых людей за ясаком стали регулярными, железные доспехи стали признаком хорошего тона.
Особый силуэт чукотскому воину придавал кожаный щит из тонкой доски, обшитой все той же моржовой кожей. Во время похода щит был откинут за спину и напоминал полусложенные птичьи крылья, а в бою мгновенно перемещался вперед или вбок — в сторону, откуда грозила опасность. Щит был на порядок эффективнее нательного доспеха из кожи и на определенном расстоянии мог остановить пулю из гладкоствольного казачьего ружья.
Нужно особо упомянуть то, что щит у отважных чукчей не был в почете. Во-первых, он имел немалый вес и сковывал движение, а во-вторых, презирающие смерть северяне зачастую считали его постыдным излишеством. Щит, в основном, применялся во время ведения вялых позиционных боев с обстрелами на расстоянии, а в серьезном «деле» от него быстро избавлялись.
Основным оружием чукчи на охоте и войне был большой лук из дерева, изготовленный по довольно сложной технологии. Для придания луку особой упругости, северные мастера комбинировали лиственницу, корень ели и бересту. Тетиву плели из тщательно отобранных и обработанных специальным образом оленьих жил.
Стрелы чукчи изготавливали из лиственничного плывуна — прочного и стойкого к влаге. Наконечники делали из кости, а когда везло с металлом — то из железа. Даже с острой костью на конце стрела, пущенная из дальнобойного чукотского лука, представляла серьезную опасность, а металлический наконечник увеличивал ее поражающую способность на порядок.
Чтобы не давать возможность жителям Чукотки совершенствовать свои орудия убийства, в царской России действовал запрет на продажу чукчам железных предметов. При нападении на казачий обоз или острог, северян интересовали, в первую очередь, не ценности и пленные, а металлические предметы, позволяющие выполнить «апгрейд» оружия.
Нож в ножнах из клыка моржа, чукотский мастер Онно, 1944 год.
Также использовали чукчи копья. Древко этого оружия было длинным и составляло не менее 2,5 метров. Острие копья делали из кости или железа и оно могло быть как тонким, как у кавалерийской пики, так и широким, как тесак. Копьем с широким наконечником в бою пользовались также для нанесения рубящих ударов. Копья высоко ценились теми, у кого они были, так как прямые длинные деревянные древка в заполярной тундре добыть было очень сложно.
Применялись чукчами также разнообразные дубинки, в которые для увеличения их травмирующего эффекта вставлялись осколки камней и костяные шины. Все воины носили на поясе длинные костяные или железные ножи, которые применялись на охоте, в бою и за трапезой.
Несмотря на то, что чукчи — кочевой народ, не склонный к возведению стационарных жилищ, в случае необходимости они быстро строили довольно эффективные компактные оборонные сооружения, используя жерди своих яранг и булыжники. Каменные крепости имели бойницы для стрельбы из луков, а их стены были устроены таким образом, чтобы в любой момент можно было обрушить ее часть на головы идущим на штурм.
Крепости, которые чукчи называли «умкы», использовались разово, так как были недолговечны. Искусных зодчих среди оленеводов и китобоев не водилось, а строить фундаменты в вечной мерзлоте сложно даже при наличии современной спецтехники. В конце боя каменное сооружение разрушалось или без сожаления оставлялось защитниками.
Некоторое представление о строительном мастерстве чукчей можно составить рассматривая остатки укрепленных яранг в поселке Наукан. Примитивные стены вокруг жилищ из шкур которые строптивые чукчи строили для обороны от советских сборщиков пушнины и геологов еще в 30-х годах XX столетия.
Несмотря на малочисленность и примитивное оружие, чукчи так и остались несломленными. В Российской империи это был, пожалуй, единственный народ, который платил сборщикам дани не столько сколько положено, а сколько находил нужным. При малейшем недовольстве царские чиновники подвергались мучительной смерти, а стойбище, выказавшее неповиновение, мгновенно сворачивалось и исчезало со своими стадами оленей на бескрайних просторах тундры.
Относительно управляемым этот северный народ стал лишь в 50-х годах XX века, после того, как его почти столетие «обрабатывали» алкоголем.