Его называли детективным писателем, он же всегда поправлял, что пишет о людях, «а преступники и погони – это так, чтобы книжки читали». Тем не менее советский детектив был прочно связан с его именем. Георгий Вайнер являлся легендой для всех любителей этого жанра в Советском Союзе. В соавторстве с братом Аркадием Вайнером он написал десятки книг и романов, тиражи которых исчислялись сотнями тысяч. «Гонки по вертикали», «Лекарство против страха», «Визит к минотавру» – этими и многими другими их произведениями зачитывались все. Многое тут же экранизировали режиссеры. И пиком популярности стал, конечно же, выход романа «Эра милосердия», положенного в основу фильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя».
Их первая книга – «Часы для мистера Келли» – вышла в 1967 году, причем за год до этого никто из братьев даже не помышлял о писательской карьере, да и в рабочем тандеме они навряд ли тогда себя видели: уж больно братья были разные. О старшем брате Георгий Вайнер говорил: «И внешне, и по характеру мы довольно разные люди. Аркадий – человек организованный и целеустремленный, прошедший гораздо большую, в отличие от меня, школу государственной службы. Он 15 лет прослужил в криминальной милиции следователем по особо важным делам. А я человек разболтанный, расхристанный и занимался как бы более творческой работой – журналистикой. Именно на стыке наших знаний и личной практики и возникла идея сотрудничества».
Идея родилась спонтанно, во время посиделок, когда кто-то случайно предложил попробовать братьям – двум прекрасным рассказчикам баек и историй их собственной жизни – объединить усилия в каком-нибудь коротеньком рассказе листов этак на шесть-семь. С энтузиазмом, но больше из любопытства, братья тут же принялись за составление плана к рассказу, занявшему сорок бумажных листов. Через пару месяцев появился и сам роман на 600 листах. Дали почитать родственникам, да и задвинули в дальний ящик письменного стола.
Так и пролежал роман в столе порядка года, пока в декабре 1966-го братья не познакомились с Юлианом Семеновым. Познакомились они с ним, как вспоминал Георгий Вайнер, при «трагикомических» обстоятельствах: «Накануне этого дня Юлиан "сильно отдыхал" в ресторане ВТО (Всероссийского театрального общества) и что-то не поделил с присутствовавшими там гражданами. В ВТО ходили не только деятели сцены, но и масса всякого рода смешных людей – деловиков, фарцовщиков и прочих. Вот с ними он и затеял драку, причем был и ее инициатором, и виновником. Дело закончилось тем, что их всех забрали в знаменитое 108-е отделение на Пушкинской площади. Фарцовщики и всякие темные личности были трезвыми, и их отпустили, а Юлиан – знаменитый милицейский писатель, автор "Петровки, 38", продолжал бушевать, и его посадили в "обезьянник". Он и оттуда оскорблял работников дежурной части, так что те составили страшные рапорты, как Семенов чуть не сверг советскую власть».Узнав о ситуации, братья попросили организовать с Семеновым встречу. Старший из Вайнеров к тому времени был начальником следственного отдела МУРа, и ему удалось все уладить. С Юлиана Семенова сняли все обвинения в хулиганстве, уже возбужденное дело – закрыли. «Так Юлик отбился, а мы с ним подружились до конца его жизни, – рассказывал Георгий Вайнер. – Вспоминаю я Юлиана с большой любовью и грустью, потому что ни с кем другим я так не дружил. Если Аркадий был человеком спокойным, то мы с Юлианом – взрывными, и наши с ним отношения нельзя было назвать ровными и добрыми. В "мирную пору" мы друг друга беззаветно любили, но уж если ссорились из-за чего-то, то доходили чуть что не до драк… Именно Юлиан в значительной мере предопределил нашу литературную судьбу. Произошло это так: вскоре после спасения Юлика от "судилища" мы, стыдливо хихикая, признались ему, что написали свой первый роман».
Труд был тяжелым, но он приносил удовольствие. В отличие от того, что приходилось делать Григорию раньше. Трудовая книжка Георгия, в отличие от старшего брата, уверенно шедшего по выбранному пути, была полна разнообразия. Георгий был младше брата на семь лет. Но разница была не только в возрасте. Старший был отличником, ну а Жорка – так называли Георгия друзья – к оценкам относился весьма спокойно. Вот что Георгий Вайнер рассказывал сам: «Как-то моя классная руководительница встретила моего соседа по парте. Разговор, естественно, зашел о том, кто кем стал, кто в жизни преуспел. Потом учительница поинтересовалась: а кто же выше всех забрался по лесенке жизни? Мой приятель ответил: "Пожалуй, Жорка Вайнер – известный писатель, сценарист..." На что после паузы последовала реплика: "А ведь такой тупой ребенок был!"». Правда, наверное, Георгий Вайнер все-таки разбавил эту историю своим фирменным юмором.
После школы, закончив Московский юридический институт, Георгий неожиданно для всех устроился работать электромонтером. И лишь намного позже он стал журналистом в многотиражке. Потом, отточив перо, он дорос до должности корреспондента ТАСС. С такой должности он и ушел в писательство, посвятив этому ремеслу большую часть своей жизни.
Эмигрировав в 1990 году в США, Георгий Вайнер продолжил литературную деятельность и уже самостоятельно написал книги «Умножающий печаль» и «Райский сад дьявола». Кроме того, в Америке он на время возвратился и к журналистике – сначала устроился в газету «Новое русское слово» рядовым журналистом, но вскоре стал ее главным редактором.
Что касается причин отъезда из Союза, то они вовсе не были связаны с падением железного занавеса. Георгий был выездным и до этого, его сыновья учились в Нью-Йоркском университете. Не было и недостатка в деньгах – Вайнер был советскими миллионером, к тому времени было издано порядка 150 книг братьев, по части из них были сняты 22 советских фильма. Лауреат многих премий Советского Союза, член Союза писателей и кинематографистов СССР Георгий Вайнер просто решил проверить, сможет ли он прожить в том, другом и свободном мире, полагаясь только на себя, «не будучи привязанным к титьке Гослитиздата, Госкомпечати, системы Госкино СССР». Переехал, проверил и доказал себе и другим, что может. Востребован в США он был не меньше, чем на родине.
Вопросы о политике он предпочитал обходить стороной. Не потому, что осторожничал, а потому, что, как однажды высказался сам Вайнер: «Исповедую некий принцип, который наглядно выражен в одном старом анекдоте брежневских времен. Однажды ночью милиция задержала человека, расклеивавшего листовки. Когда его приволокли в участок, то там на свету увидели, что это никакие не листовки, а чистые листы бумаги. Удивившись, милиционеры спросили: "А почему тут ничего не написано?" Человек ответил: "А чего писать? И так все всё знают"».
Куда больше политики его всегда интересовали обычные люди и их обычная жизнь. И эти самые обычные люди, знавшие Георгия Вайнера, всегда отмечали его доброту, мудрость и открытую душу. Не смог повлиять на его отношение к людям даже поразивший Георгия Вайнера недуг, отнимавший все силы. Он не только оставался прежним – открытым для каждого человеком, – но и с удвоенной силой взялся за работу. Умерший в 2005 году брат Аркадий оставил недописанной вторую часть романа «Эра милосердия», и Георгий считал своим долгом закончить работу. Но он так и не успел. Он всегда относился к жизни, как к неслыханному подарку, у которого есть только один недостаток – она очень быстро заканчивается. Георгий Вайнер скончался 12 июня 2009 года в возрасте 71 года в Нью-Йорке, не успев дописать несколько произведений, в том числе и мемуары, над которыми трудился последние месяцы.