Написано век спустя
Влад Дракула
(1431–1476)
Огромные глаза, тонкий нос, большие усы и роскошное одеяние... Облик валашского князя Влада III Цепеша, прозванного также Дракулой и из-за своей кровожадности послужившего прототипом знаменитого вампира, запечатлен на нескольких портретах XV–XVI веков. Лучшая из таких картин хранится в замке Амбрас.
![Vlad_Tepes_002-.jpg Vlad_Tepes_002-.jpg](/uploads/tumb/img/202203/4ed7544aa4efaf66c36f8d23e24a8b31_tumb_660.jpg)
Неизвестный художник. Портрет Влада III Цепеша. 1570–1595 годы
НА САМОМ ДЕЛЕ она была создана почти век спустя после смерти Дракулы. Предполагается, что это копия с некоего утраченного исходника, написанного с натуры в 1470-е годы, когда Влад находился в плену у венгерского короля в крепости Вишеград. Каким мог быть профессиональный уровень местного художника, создавшего портрет? Вряд ли масштаба Лукаса Кранаха. Насколько ловко художнику удалось передать черты пленного князя, нам никогда не узнать. К тому же копиисты при создании списка были способны многое испортить. А владелец замка Амбрас австрийский эрцгерцог Фердинанд II собирал картины для своей огромной коллекции «портретов выдающихся людей», как было модно в XVI веке. При ее составлении количество знаменитых персон, представленных в собрании, было намного важнее качества изображений, поэтому правдоподобие считалось необязательным. От художника требовалось лишь повторить «фирменные», узнаваемые приметы Влада Цепеша, которые начали кочевать с гравюры на гравюру еще в XV столетии.
Это куртизанка, а не знатная дама
Лукреция Борджиа
(1480–1519)
Полуобнаженная юная дева с роскошными волосами, в руке хрупкие цветочки — так легко увидеть в облике Флоры с картины Бартоломео Венето прославленную красавицу эпохи Ренессанса Лукрецию Борджиа, внебрачную дочь папы Александра VI, представительницу самой развратной и могущественной семьи того времени, невинную жертву родственников-мужчин (отец и братья неоднократно выдавали ее замуж в собственных интересах, а также, по слухам, вступали с ней в связь). Лукрецию ретивые любители искусств «опознали» на этом портрете где-то в начале ХХ века, основываясь на информации, что Венето ее некогда писал. Картину датировали примерно 1500 годом, когда модели было двадцать лет.
![1520_Veneto_Idealbildnis.jpg 1520_Veneto_Idealbildnis.jpg](/uploads/tumb/img/202203/af60bc8c8187cb5a2fe81bac2deda7a6_tumb_660.jpg)
Бартоломео Венето. Портрет дамы в образе Флоры. Ок. 1520 года
Ныне же искусствоведы установили, что портрет написан примерно в 1520–1525 годах. А Лукреция скончалась в 1519-м, в почтенном для той поры возрасте 39 лет, родив десяток детей и вытерпев неизвестное число выкидышей, что, разумеется, сказалось на ее внешности. Даже если предположить, что художник создавал портрет по памяти, приукрасив облик покойной, все равно написать герцогиню Феррарскую в таком наряде было немыслимо.
![Portrait_of_Lucrezia_Borgia.jpg Portrait_of_Lucrezia_Borgia.jpg](/uploads/tumb/img/202203/2ff883e5234a8aa4ac4c130e8ccb533f_tumb_660.jpg)
Неизвестный художник. Портрет Лукреции Борджиа (копия с картины Бартоломео Венето). Ок. 1510–1520 годов
НА САМОМ ДЕЛЕ сегодня ученые считают, что на картине изображена куртизанка: для таких женщин подобное неглиже, на оборот, было «униформой». Единственный портрет, который исследователи признают имеющим отношение к реальной Лукреции Борджиа, — копия утраченной картины, хранящаяся в Музее изя щных искусств Нима. И дама на нем совершенно не похожа на нежную юную «Флору». Впрочем, это копия с утраченного портрета, и копиист, возможно, прибавил модели возраста и килограммов.
Изображена дочь художника
Роксолана
(1502(?)–1558)
![044003.jpg 044003.jpg](/uploads/tumb/img/202203/c31261db14514874344509faacb90146_tumb_660.jpg)
Тициан (мастерская). Портрет женщины, т. н. La Sultana Rossa. 2-я половина XVI века
Хюррем, известная в Европе как Роксолана, — жена султана Сулеймана Великолепного, прекрасная славянка, искусная в интригах и в любви, — смотрит на нас с портрета, приписываемого Тициану. Светлые волосы и кожа, восточный наряд, а в руках — куница (дамы той эпохи использовали ручных зверьков в качестве живых блохоловок). Однако написать с натуры портрет женщины из султанского гарема не мог ни Тициан (который никогда не ездил в столицу Османской империи), ни кто-либо другой. Художников просто не пустили бы туда, ведь они не евнухи. А за пределами гарема дама скрывала лицо от посторонних мужчин. Вероятно, Тициан создал портрет султанши (кстати, сохранившийся лишь в копии) для одного из коллекционеров. Сулейман и его жена были крайне популярными персонами у современников-европейцев, и, поскольку спрос был очень велик, возникла вымышленная иконография изображения султанши.
![Tizian_110.jpg Tizian_110.jpg](/uploads/tumb/img/202203/be63fcd859b54a636a4233818beb07a7_tumb_660.jpg)
Тициан. Портрет дамы с яблоком. Ок. 1550 года
НА САМОМ ДЕЛЕ для портрета Тициану, скорее всего, позировала его дочь Лавиния, запечатленная на других картинах как безымянная «прекрасная венецианка».
Подделка ХIХ века
Иван Грозный
(1530–1584)
![016902.jpg 016902.jpg](/uploads/tumb/img/202203/8be05a773d7ae1efd5cbb6ceca21e6b7_tumb_660.jpg)
Неизвестный художник. Парсуна Ивана Грозного. Начало XVII века (?)
Парсуна (портрет в иконописной манере), изображающая первого русского царя, подкупает зрителя правдоподобием. Выразительные черты лица правителя свидетельствуют о примеси греческой крови: бабка Ивана IV София Палеолог была родом из Византии. Как картина попала в Национальный музей Дании, неизвестно; другие, более поздние парсуны, написанные в такой манере, служили «надгробными портретами» при захоронениях в Архангельском соборе Московского Кремля. По легенде, эту парсуну Иван Грозный послал в Англию королеве Елизавете I, когда собрался к ней свататься, только вот доска не доехала и каким-то образом оказалась в более близком Копенгагене.
![St-Ioann.jpg St-Ioann.jpg](/uploads/tumb/img/202203/8a2a68d9a339c237005122c8411fca7f_tumb_660.jpg)
Иоанн Богослов. Икона. XVI век
НА САМОМ ДЕЛЕ Современные исследователи древнерусской иконописи, в частности Ирина Бусева-Давыдова и Михаил Красилин, изучив парсуну, пришли к выводу: это фальсификация, вероятно, XIX века. Ловкую подделку изготовили, переписав подлинную икону с изображением лысого и бородатого святого (скорее всего, «Иоанн Богослов в молчании»). Красивые «греческие» глаза, брови, нос получились из-за того, что иконописный канон лиц византийского происхождения. Этим и объясняется сходство портрета с реконструкцией лица Ивана Грозного по черепу, выполненной в 1963 году антропологом Михаилом Герасимовым.
Изображена жена купца
«Кровавая графиня» Елизавета Батори
(1560–1614)
![Lucrezia_Panciatichi-.jpg Lucrezia_Panciatichi-.jpg](/uploads/tumb/img/202203/2fa90683008f1cf1987aa6a37cb5c318_tumb_660.jpg)
Аньоло Бронзино. Портрет Лукреции Панчиатики. Ок. 1540 года
Венгерская аристократка Елизавета Батори, «кровавая графиня», осужденная в начале XVII века за жестокие убийства сотен девушек, — как подходит к ее истории завораживающая ледяная красота этой картины! Все как один интернет-поисковики, если спросить их о портрете Елизаветы Батори, выдают ссылку на этот шедевр. Только вот загадка: на даме платье по итальянской моде 1540-х годов, а Батори родилась в 1560-м... Да и откуда в Венгерском королевстве тех лет портретист такого таланта?
![BathoryErzsebet.jpg BathoryErzsebet.jpg](/uploads/tumb/img/202203/fc599b7a5e6d40ff37425d345348111a_tumb_660.jpg)
Неизвестный художник. Портрет Елизаветы Батори. Ок. 1630 года
НА САМОМ ДЕЛЕ эта картина работы тосканца Аньоло Бронзино изображает благородную флорентийскую даму по имени Лукреция Панчиатики, жену богатого купца и политика, в жизни не замеченную ни в одном преступлении. Портрет Елизаветы Батори из Венгерской национальной галереи, написанный лет через 15 после ее смерти, намного больше соответствует провинциальному уровню, какой имела живопись региона в ту эпоху.
Это тезка
Салтычиха
(1730–1801)
Барыня-садистка Дарья Салтыкова, мучившая своих крестьян до смерти, жила в эпоху Екатерины II. Вот картина того времени: пухлая дама с напудренными волосами и в кружевном капоре — ах, такое милое лицо, но в его чертах ведь проглядывает жестокость!
![Darya_P._Saltykova_by_A.jpg Darya_P._Saltykova_by_A.jpg](/uploads/tumb/img/202203/cef1cd03cac6a1d1a06d14ae905fc8c3_tumb_660.jpg)
Августин Христиан Ритт. Портрет графини Дарьи Петровны Салтыковой. 1794 год
НА САМОМ ДЕЛЕ у серийной убийцы было отчество Николаевна, а на этом портрете — Салтыкова Дарья Петровна (1739–1802), ни в чем не виноватая аристократка, тезка и современница злодейки. И другие изображения, выдаваемые интернет-поисковиками на запрос «Салтычиха», — как правило, портреты Дарьи Петровны. Впрочем, не все: еще по этому запросу можно полюбоваться портретами самой императрицы Екатерины Великой (украшенными аккуратной подписью «Салтычиха»), а также изображением Марии Васильевны Салтыковой — сестры одного из екатерининских фаворитов. Вообще, пожалуй, ни одна дама с русского портрета XVIII века не застрахована от того, что ее лицо украсит материал о Салтычихе. Внимание: ни одного подлинного изображения помещицы-убийцы не сохранилось.
Фото: FINE-ART-IMAGES / LEGION-MEDIA